Модернизация Брест-Литовской крепости в конце xix-начале xx вв.

Во второй половине XIX в. в целях противодействия обхода крепости противником и затруднения её блокирования стали создавать отдельные мощные оборонительные укрепления – форты. Постепенно крепость становится фортовой

18 ноября 1878 г. был утверждён план, по которому предполагалось строить форты на расстоянии 3-4 км друг от друга и на таком же расстоянии от главной ограды крепости. На протяжении 10 лет шло строительство 9 фортов первой линии. В каждом из фортов можно было разместить до 250 солдат и 20 орудий. Протяжённость оборонительной линии достигла 30 км.
Дальнейшее развитие артиллерии, в частности, появление фугасных снарядов в середине 80-х гг. XIX в., дало толчок к новому переустройству крепостных сооружений. Город Брест-Литовск и крепость к тому времени по-прежнему являлись для русской армии важными стратегическими пунктами с развитой сетью железных дорог, отходящих на Гродно, Варшаву, Холм, Киев, Москву.
С 1909 г. разрабатывался проект усиления Брест-Литовской крепости. В 1912 г. Комитет Генерального штаба утвердил план переустройства, согласно которому обвод крепости увеличивался до 45 км. Новую линию фортов предполагалось возвести в 6-7 км от центра крепости. К работам приступили только в 1913 г.
В модернизации крепости принимали участие генерал-лейтенант Н. А. Буйницкий, военные инженеры И. О. Белинский, Б. Р. Добошинский, Д. М. Карбышев и др.
К началу октября 1914 г. на внешней линии крепостной обороны было всего, как возведённых в мирное время, так и дополненных постройкой со дня объявления мобилизации: 14 фортов, 21 промежуточный опорный пункт, 5 оборонительных казарм. Всего более 40 долговременных и полудолговременных укреплений.

Крепость Брест-Битовск в период Первой мировой войны
Брест-Литовский мирный договор
Меню